Занятия с педагогом - психологом
«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДЕНО»
на Педагогическом совете
МБДОУ «Детский сад № 3 «Солнышко» Приказом № 118 от 31 августа 2022 г.
Протокол № 1 от 30 августа 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
организации работы в сенсорной комнате
педагога-психолога
МБДОУ «Детский сад № 3 «Солнышко»
Педагог-психолог
Волошина Наталья Алексеевна
Высшая квалификационная категория
п. Адамовка, 2022
Оглавление рабочей программы организации работы в сенсорной комнате педагога – психолога
№ Наименование разделов Стр.
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 3
1.1. Пояснительная записка 3
1.1.1. Цель и задачи программы 3
1.1.2. Принципы коррекционной-развивающей программы 3
1.1.3. Возрастные особенности детей 4
1.2. Планируемые результаты освоения коррекционной-развивающей программы 6
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 8
2.1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы 8
2.2. Содержание коррекционной-развивающей работы 9
2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников 18
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 20
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка 20
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды 20
3.3. Методическое обеспечение реализации Программы 21
3.4. Расписание групповых занятий в сенсорной комнате 21
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
Комната психологической разгрузки с сенсорным оборудованием является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, способствует стабилизации эмоционального состояния, повышает эффективность любых мероприятий направленных на улучшение психического и физического здоровья взрослых и детей дошкольного возраста.
К концу дошкольного возраста должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий. Уровень сенсомоторного развития составляет фундамент общего умственного развития ребенка и является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. И готовность к школьному обучению так же напрямую зависит от уровня сенсомоторного развития, недостаточное сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения.
Психоэмоциональное состояние является одним из важных компонентов развития ребенка, поэтому эмоциональная нестабильность препятствует гармоничному развитию ребенка в целом.
Теоретической основой данной программы является концепция А.Н. Леонтьева, где основными критериями анализа психики являются деятельность, сознание, личность.
1.1.1. Цель и задачи программы:
Цель: Формирование базовых составляющих психического развития ребенка (формирование произвольной саморегуляции поведения, умения ребенка оценивать себя и свои действия (самооценка) познавательной активности, игровой активности, научить ребенка понимать собственное эмоциональное состояние.
Задачи программы:
1. Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:
снятие психоэмоционального напряжения;
саморегуляция и самоконтроль;
умение управлять своим телом, дыханием;
умение передавать свои ощущения в речи;
умение расслабляться, освобождаться от напряжения;
формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
уверенность в себе.
2. Развитие коммуникативной сферы детей:
эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;
формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;
преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).
3. Развитие психических процессов и моторики детей:
произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;
память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности;
развитие координации, в том числе зрительно-моторной.
1.1.2. Принципы коррекционно – развивающей работы
В основу программы положены принципы, отражающие гуманистические установки:
- уважение к свободе и достоинству каждого ребенка;
- создание условий для развития его индивидуальности;
- обеспечение психологического комфорта;
- взаимодействие психолога с ребенком по типу субъект – субъектного общения;
- наличие «свободного пространства» для проявления индивидуальной активности ребенка;
- сочетание статично-динамичного положения;
- каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития»;
- необходимость поддержания высокой самооценки ребенка; осуществление понятной и ясной, честной и конкретной коммуникации между родителями и ребенком;
- совместное обсуждение понятого, увиденного, почувствованного и краткое резюме педагога в конце занятия;
- конфиденциальность информации о ребенке родителям, недопустимость медицинских диагнозов; акцент на рекомендации.
1.1.3 Возрастные особенности детей
Возраст от 3 до 4 лет
Общение становится внеситуативным.
Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами- заместителями.
В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата.
Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение. Взаимоотношения детей: они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация.
Возраст от 4 до 5 лет
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Формируются навыки планирования последовательности действий.
Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Начинает складываться произвольное внимание.
Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких- либо действий несложное условие.
Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослыми становится вне ситуативной.
В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив.
Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.
Возраст от 5 до 6 лет
Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.
Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.
Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям.
Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.
Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления.
Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Возраст от 6 до 7 лет
Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей.
Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Они свободно владеют обобщёнными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.
В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
1.2. Планируемые результаты освоения коррекционно – развивающей программы
Данная программа даст возможность ребенку адаптироваться к новым условиям жизни, создаст у него чувство принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, дети смогут овладеть определенными коммуникативными навыками, игровой деятельностью, умением понимать свое эмоциональное состояние, научиться распознавать чувства других людей, расширит представления об окружающем мире. Так же смогут анализировать причины межличностных конфликтов и смогут самостоятельно их регулировать.
Общее психофизиологическое развитие. • развитие физиологических, возрастных, психоэмоциональных, интеллектуальных и речевых функций;
• активизация мышления;
• повышение иммунитета;
• улучшение соматического здоровья;
• коррекция эмоционального состояния;
• активизация деятельности;
• нормализация сна;
• развитие мелкой моторики
Эмоциональное развитие. • обогащение эмоционального опыта;
• преодоление страхов; коррекция уровня тревожности и агрессивности;
• стимуляция приятных и эстетических значимых переживаний;
• формирование эмоционально спокойного состояния, способствующее снятию негативных эмоций и состояний;
• формирование коммуникативных навыков у детей;
• коррекция девиантного поведения;
Речевое развитие. • активизация словаря;
• накопление языковых представлений;
• формирование способности ребенка к пониманию обращенной к нему и контекстуальной речи;
• формирование диалогической речи;
• формирование элементов словесного планирования;
• формирование монологической речи;
• формирование способности связно рассказывать, выделяя основную мысль;
• развитие выразительности речи;
Социальное развитие. • формирование личностной ориентации;
• формирование способностей осознания и переживания успехи-неуспехи, результаты деятельности;
• проекция общественных взаимодействий;
• развитие социальных норм поведения;
• ориентация ребенка на взрослого как на источник социального опыта;
• формирование организационных умений
• развитие умения переносить освоенные навыки в незнакомую ситуацию;
• осмысление не сложных конструкций, отражающих общественные правила, нормы общения и поведения в обществе;
• освоению теоретических знаний посредством обогащения чувственного опыта;
• развитие умения подчинять свои поступки усвоенным моральным и этическим нормам;
• формирование и развитие творческих способностей;
• формирование развития самосознания, самоконтроля, способности адекватного отношения к себе и окружающим;
• формирование правильное поведения в коллективе
II. Содержательный раздел реализации Программы
2.1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
Программа включает в себя несколько видов деятельности:
• профилактическая и развивающая работа с дошкольниками –групповые и индивидуальные занятия;
• просветительская работа с педагогическим коллективом;
• просветительская работа с родителями;
• индивидуальные психологические консультации, занятия с элементами тренингов для родителей (законных представителей) и педагогов.
Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.
• Структура занятий гибкая, разработанная с учетом возрастных особенностей детей, она включает в себя познавательный материал и элементы психотерапии.
• Выбор тематики занятий определяется характером нарушения развития и подбором наиболее адекватной тактики коррекционно-развивающей работы.
• Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных (рисуночные тесты, рисование под музыку, и др.).
• Психологическое воздействие конструируется путем создания дозированных по содержанию, объему, сложности, физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам заданий и образовательных ситуаций.
Часть 1.
Вводная o Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.
o Основные процедуры работы – приветствия, игры с именами
o Разминка в кругу: психологический настрой на занятие, приветствие (продолжительность 3 минуты).
Часть 2. Рабочая
o На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия.
o В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.
Часть3.
Завершающая
Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, релаксации.
Каждое занятие включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции:
Упражнения на мышечную релаксацию снижает уровень возбуждения, снимают напряжение.
Дыхательная гимнастика
действует успокаивающе на нервную систему.
Мимическая гимнастика
направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей.
Двигательные упражнения, влючающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку способствует межполушарному взаимодействию.
Чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи. способствует развитию произвольности
Основные методы:
• Элементы сказкотерапии, арттерапии с импровизацией;
• Психогимнастика;
• Элементы психодраммы;
• Игры на развитие навыков общения;
• Игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;
• Ролевые игры
Формы организации коррекционно-развивающего процесса:
1. Индивидуальная работа.
2. Групповая работа.
Формы работы с родителями
- Совместное посещение занятий в сенсорной комнате.
- Индивидуальное и групповое консультирование.
- Стендовые консультации
- Анкетирование.
- Занятия для родителей в сенсорной комнате.
2.2. Содержание коррекционно - развивающей работы
3 - 4 года
Занятия по данной программе проводятся 1 раз в 2 недели (14 занятий в год) с подгруппой детей. Длительность занятия – 15 - 20 минут.
№ Тема Содержание коррекционно – развивающей работы
Октябрь
1 «Знакомство с волшебной комнатой» Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие»
Ходьба по напольным сенсорным дорожкам.
Игры в центре развивающей активности (запутанная спиралька, тактильные ячейки, аквалампа)
Упражнение на релаксацию.
Ритуал окончания занятия.
2 «В сказочном лесу» Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие»
Ходьба по сенсорным дорожкам.
Пальчиковая игра «Ромашка»
Упражнение «Разноцветные пузырьки»
Упражнение «Какое у меня сегодня настроение?»
Ритуал окончания занятия.
Ноябрь
3 «Кто живет в лесу?» Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие»
Упражнение «Улыбка ёжика»
Упражнение «Делай как ёжик»
Игра «Прятки»
Ритуал окончания занятия.
4 «Прогулка по лесу» Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие»
Ходьба по сенсорным дорожкам
Дидактическая игра «Составь картинку»
Упражнение «Ежи»
Ритуал окончания занятия.
Декабрь
5 «Поможем ежу собраться в гости» Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие»
Игра «Раз яблоко, два яблоко»
Игра «Раз листочек, два листочек»
Ритуал окончания занятия.
6 «В гости к мишке» Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие»
Игра «Это я»
Упражнение «По волшебной тропинке»
Упражнение «Потрогай шишку»
Упражнение «Догадайся, что под платочком»
Ритуал окончания занятия.
Январь
7 «В лесу у медвежонка» Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие»
Упражнение «Волшебная дорожка»
Игра «Бурый медвежонок»
Упражнение «Ласковые ладошки»
Игра «Мишки»
Упражнение «Какое у меня сегодня настроение?»
Ритуал окончания занятия.
8 «Играем с котенком» Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие»
Игра «Найди котенка»
Упражнение «Как котята»
Игра «Котята»
Прогулка по сенсорной тропе «Топ – топ»
Упражнение «Какое у меня настроение»
Ритуал окончания занятия.
Февраль
9 «Веселая обезьянка» Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие»
Упражнение «На прогулку»
Упражнение «Чудесный мешочек»
Упражнение «Обезьянки»
Упражнение «Кричалки, шепталки, молчалки»
Игра «Узнай звук»
Ритуал окончания занятия.
10 «Куклы» Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие»
Игра «Мячик мой»
Упражнение «Мячик для куклы»
Игра «Стенка, стенка»
Релаксационное упражнение «Уложим кукол спать»
Упражнение «Какое у меня настроение»
Ритуал окончания занятия.
Март
11 «Что еще есть интересного в сенсорной комнате?» Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие»
Игра «Узнай звук»
Упражнение «Клоуны»
Игра «Чудесный платочек»
Игра «Путешествующий шарик»
Упражнение «Какое у меня настроение?»
Ритуал окончания занятия.
12 «Давайте представим…» Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие»
Упражнение «Настроение»
Игра «Веселая зарядка»
Упражнение «Представь себе…»
Ритуал окончания занятия.
Апрель
13 «Прогулка по волшебному лесу» Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие»
Ходьба по сенсорным дорожкам
Упражнение «Времена года»
Упражнение «Найди и покажи игрушку»
Релаксация
Ритуал окончания занятия.
14 «У страха глаза велики» Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие»
Рассказ «Как побороть страх»
Проигрывание эмоции страха
Рисование страха
Ритуал окончания занятия.
4 - 5 лет
Занятия по данной программе проводятся 1 раз в 2 недели (14 занятий в год) с подгруппой детей. Длительность занятия – 20 - 25 минут.
№ Тема Содержание коррекционно – развивающей работы
Октябрь
1 «Знакомство с волшебной комнатой» Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие»
Ходьба по напольным сенсорным дорожкам.
Игры в центре развивающей активности (запутанная спиралька, тактильные ячейки, аквалампа)
Упражнение на релаксацию.
Ритуал окончания занятия.
2 «Цвета и настроение» Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие»
Ходьба по напольным сенсорным дорожкам.
Игры в центре развивающей активности (панно «Геометрические фигуры», «Звездный дождь», аквалампа)
Упражнение на релаксацию «Радуга».
Ритуал окончания занятия.
Ноябрь
3 «Помощь друзей» Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие»
Игра «Комплименты»
Ходьба по напольным сенсорным дорожкам.
Игры в центре развивающей активности (запутанная спиралька, тактильные ячейки)
Упражнение «Море из шариков» (сухой бассейн).
Ритуал окончания занятия.
4 «Цветной мир» Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие»
Ходьба по напольным сенсорным дорожкам.
Игры в центре развивающей активности («Собери квадрат», «Найди цвет», аквалампа)
Упражнение на релаксацию.
Ритуал окончания занятия.
Декабрь
5 «Давайте представим…» Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие»
Упражнение «Настроение»
Игра «Веселая зарядка»
Упражнение «Представь себе…»
Ритуал окончания занятия.
6 «Будьте внимательны!» Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие»
Ходьба по сенсорным дорожкам
Игра «Опиши предмет»
Упражнение «Времена года»
Упражнение «Танец шариков»
Ритуал окончания занятия.
Январь
7 «Прогулка по волшебному лесу» Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие»
Ходьба по сенсорным дорожкам
Упражнение «Времена года»
Упражнение «Найди и покажи игрушку»
Релаксация
Ритуал окончания занятия.
8 «У страха глаза велики» Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие»
Рассказ «Как побороть страх»
Проигрывание эмоции страха
Рисование страха
Ритуал окончания занятия.
Февраль
9 «Путешествие на необитаемый остров» Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие»
Игра «Опиши предмет»
Ходьба по сенсорным дорожкам
Асана «Лев»
Релаксация
Асана «Дерево»
Ритуал окончания занятия.
10 «В лесу у медвежонка» Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие»
Упражнение «Волшебная дорожка»
Игра «Бурый медвежонок»
Упражнение «Ласковые ладошки»
Игра «Мишки»
Упражнение «Какое у меня сегодня настроение?»
Ритуал окончания занятия.
Март
11 «Веселая обезьянка» Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие»
Упражнение «На прогулку»
Упражнение «Чудесный мешочек»
Упражнение «Обезьянки»
Упражнение «Кричалки, шепталки, молчалки»
Игра «Узнай звук»
Ритуал окончания занятия.
12 «Куклы» Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие»
Игра «Мячик мой»
Упражнение «Мячик для куклы»
Игра «Стенка, стенка»
Релаксационное упражнение «Уложим кукол спать»
Упражнение «Какое у меня настроение»
Ритуал окончания занятия.
Апрель
13 «Играем с котенком» Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие»
Игра «Найди котенка»
Упражнение «Как котята»
Игра «Котята»
Прогулка по сенсорной тропе «Топ – топ»
Упражнение «Какое у меня настроение»
Ритуал окончания занятия.
14 «Что еще есть интересного в сенсорной комнате?» Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие»
Игра «Узнай звук»
Упражнение «Клоуны»
Игра «Чудесный платочек»
Игра «Путешествующий шарик»
Упражнение «Какое у меня настроение?»
Ритуал окончания занятия.
5 – 6 лет
Занятия по данной программе проводятся 1 раз в 2 недели (14 занятий в год) с подгруппой детей. Длительность занятия – 25 - 30 минут.
№ Тема Содержание коррекционно – развивающей работы
Октябрь
1 «Заяц – коська и родничок» Ритуал приветствия
Гимнастика для глаз
Упражнение «Орешки»
Упражнение «Прохлада»
Упражнение «Страх»
Упражнение «Удивление»
Упражнение «Облачко»
Упражнение «Сугробы и солнышко»
Рефлексия
Ритуал прощания
2 «Дюймовочка» (1) Ритуал приветствия
Упражнение «Ячменное зерно»
Упражнение «Цветок»
Упражнение «Лягушата»
Упражнение «Танец ручейка»
Упражнение «Любование»
Упражнение «Отвращение»
Упражнение «Танец с бабочками»
Ритуал прощания
Ноябрь
3 «Дюймовочка» (2) Ритуал приветствия
Упражнение «Холод»
Упражнение «Тепло»
Упражнение «Крот»
Упражнение «Стук сердца»
Упражнение «Путаница»
Упражнение «Полет»
Упражнение «Танец эльфов»
Ритуал прощания
4 «Лягушка – путешественница» Ритуал приветствия
Упражнение «Приятный дождь»
Упражнение «Беседа»
Упражнение «Лягушка и утки»
Упражнение «В полете»
Упражнение «Взгляд с высоты»
Упражнение «Хвастовство»
Упражнение «Лягушки»
Ритуал прощания
Декабрь
5 «Снежная Королева» (1) Ритуал приветствия
Упражнение «Аромат розы»
Упражнение «Необычная снежинка»
Упражнение «Снежная королева»
Упражнение «Сани Снежной королевы»
Упражнение «Причесывание»
Упражнение «Кусты роз»
Упражнение «Цветы»
Ритуал прощания
6 «Снежная Королева» (2) Ритуал приветствия
Упражнение «Цветы»
Упражнение «Ворон»
Упражнение «Разбойники»
Упражнение «Олень»
Упражнение «Снежные хлопья»
Упражнение «Превращение хлопьев в снежинки»
Упражнение «Встреча»
Ритуал прощания
Январь
7 «Спящая красавица» Ритуал приветствия
Упражнение «Пожелания фей»
Упражнение «Бал»
Упражнение «Беседа с детьми»
Упражнение «Танец злой феи»
Упражнение «Веретено и принцесса»
Упражнение «Сон»
Упражнение «Пробуждение»
Ритуал прощания
8 «Аленький цветочек» (1) Ритуал приветствия
Упражнение «Качка»
Упражнение «Разбойники»
Упражнение «Дремучий лес»
Упражнение «Дворец»
Упражнение «Цветы»
Упражнение «Чудовище»
Упражнение «Мольба»
Ритуал прощания
Февраль
9 «Аленький цветочек» (2) Ритуал приветствия
Упражнение «Утешение»
Упражнение «Павлин» (в парах)
Упражнение «Желания»
Упражнение «Вздох»
Упражнение «Обморок»
Упражнение «Чудовище»
Упражнение «Преображение»
Ритуал прощания
10 «Золушка» Ритуал приветствия
Упражнение «Чистка кастрюли»
Упражнение «Уборка пола»
Упражнение «Украшения»
Упражнение «Горе Золушки»
Упражнение «Мыши и кони»
Упражнение «Танец»
Упражнение «Примерка»
Упражнение «Венчание»
Ритуал прощания
Март
11 «Сказка о рыбаке и рыбке» Ритуал приветствия
Упражнение «Шум моря»
Упражнение «Забрасывание невода»
Упражнение «Просьба золотой рыбки»
Упражнение «Рыбка»
Упражнение «Старуха»
Упражнение «Легкие волны»
Упражнение «Сильные волны»
Упражнение «Грозная царица»
Упражнение «Буря»
Упражнение «Осуществление любых желаний»
Ритуал прощания
12 «Русалочка» Ритуал приветствия
Упражнение «Чудесный мешочек»
Упражнения «Танец русалок с рыбками»
Упражнение «Пузырек воздуха»
Упражнение «Буря»
Упражнение «Спасение»
Упражнение «Хохот ведьмы»
Упражнение «Иглы»
Упражнение «Объяснение»
Ритуал прощания
Апрель
13 «Цветик – семицветик» (1) Ритуал приветствия
Упражнение «Догонялки»
Упражнение «Плач»
Упражнение «Желтый лепесток»
Упражнение «Красный лепесток»
Упражнение «Ваза»
Ритуал прощания
14 «Цветик – семицветик» (2) Ритуал приветствия
Упражнение «синий лепесток»
Упражнение «Северный полюс»
Упражнение «Зеленый лепесток»
Упражнение «Оранжевый лепесток»
Упражнение «Игрушки»
Упражнение «Голубой лепесток»
Упражнение «Веселье»
Ритуал прощания
6 – 7 лет
Занятия по данной программе проводятся 1 раз в 2 недели (14 занятий в год) с подгруппой детей. Длительность занятия – 30 - 35 минут.
№ Тема Содержание коррекционно – развивающей работы
Октябрь
1 «Ежик и море» Ритуал приветствия
Упражнение «Колючий человек»
Упражнение «Печаль ежика»
Упражнение «Василек»
Упражнение «Ежик на тропе»
Упражнение «Утки»
Упражнение «Голоса природы»
Упражнение «Стрекозы, бабочки, кузнечики»
Упражнение «Игра с волной»
Ритуал прощания
2 «Золушка» Ритуал приветствия
Упражнение «Чистка кастрюли»
Упражнение «Уборка пола»
Упражнение «Украшения»
Упражнение «Горе Золушки»
Упражнение «Мыши и кони»
Упражнение «Танец»
Упражнение «Примерка»
Упражнение «Венчание»
Ритуал прощания
Ноябрь
3 «Царевна – лягушка» Ритуал приветствия
Упражнение «Стрельба из лука»
Упражнение «Встреча с лягушкой»
Упражнение «Разговор с Иваном»
Упражнение «Танец Василисы»
Упражнение «Танец жен старших братьев»
Упражнение «Ветер»
Упражнение «смерть Кощея»
Ритуал прощания
4 «Сказка о рыбаке и рыбке» Ритуал приветствия
Упражнение «Шум моря»
Упражнение «Забрасывание невода»
Упражнение «Просьба золотой рыбки»
Упражнение «Рыбка»
Упражнение «Старуха»
Упражнение «Легкие волны»
Упражнение «Сильные волны»
Упражнение «Грозная царица»
Упражнение «Буря»
Упражнение «Осуществление любых желаний»
Ритуал прощания
Декабрь
5 «Снежная Королева» (1) Ритуал приветствия
Упражнение «Аромат розы»
Упражнение «Необычная снежинка»
Упражнение «Снежная королева»
Упражнение «Сани Снежной королевы»
Упражнение «Причесывание»
Упражнение «Кусты роз»
Упражнение «Цветы»
Ритуал прощания
6 «Снежная Королева» (2) Ритуал приветствия
Упражнение «Цветы»
Упражнение «Ворон»
Упражнение «Разбойники»
Упражнение «Олень»
Упражнение «Снежные хлопья»
Упражнение «Превращение хлопьев в снежинки»
Упражнение «Встреча»
Ритуал прощания
Январь
7 «Снегурочка» Ритуал приветствия
Упражнение «Снежные комочки»
Упражнение «Катание комочков»
Упражнение «Снегурочка»
Упражнение «Солнце и дождик»
Упражнение «Гроза, град»
Упражнение «Хоровод»
Упражнение «Костер»
Ритуал прощания
8 «Дюймовочка» (1) Ритуал приветствия
Упражнение «Ячменное зерно»
Упражнение «Цветок»
Упражнение «Лягушата»
Упражнение «Танец ручейка»
Упражнение «Любование»
Упражнение «Отвращение»
Упражнение «Танец с бабочками»
Ритуал прощания
Февраль
9 «Дюймовочка» (2) Ритуал приветствия
Упражнение «Холод»
Упражнение «Тепло»
Упражнение «Крот»
Упражнение «Стук сердца»
Упражнение «Путаница»
Упражнение «Полет»
Упражнение «Танец эльфов»
Ритуал прощания
10 «Спящая красавица» Ритуал приветствия
Упражнение «Пожелания фей»
Упражнение «Бал»
Упражнение «Беседа с детьми»
Упражнение «Танец злой феи»
Упражнение «Веретено и принцесса»
Упражнение «Сон»
Упражнение «Пробуждение»
Ритуал прощания
Март
11 «Дикие лебеди» (1) Ритуал приветствия
Упражнение «Полет»
Упражнение «В пути»
Упражнение «Море»
Упражнение «Звуки моря»
Упражнение «Морские камешки»
Упражнение «Объятия»
Упражнение «Чудесная сеть»
Упражнение «Ночь на утесе»
Ритуал прощания
12 «Дикие лебеди» (2) Ритуал приветствия
Упражнение «Крапива»
Упражнение «Слезы брата»
Упражнение «Король и Эльза»
Упражнение «Любовь»
Упражнение «Превращение»
Упражнение «Эльза»
Ритуал прощания
Апрель
13 «Русалочка» Ритуал приветствия
Упражнение «Чудесный мешочек»
Упражнения «Танец русалок с рыбками»
Упражнение «Пузырек воздуха»
Упражнение «Буря»
Упражнение «Спасение»
Упражнение «Хохот ведьмы»
Упражнение «Иглы»
Упражнение «Объяснение»
Ритуал прощания
14 «Огневушка – поскакушка» Ритуал приветствия
Упражнение «Пляска Огневушки»
Упражнение «Филин»
Упражнение «Незнакомое место»
Упражнение «Клубочек»
Упражнение «Зима и лето»
Ритуал прощания
2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Обучает родителей:
• созданию оптимальной развивающей среды дома;
• методам игрового взаимодействия с ребенком.
Проводит:
• индивидуальные консультации родителей по вопросам воспитания и обучения детей;
• групповые тематические консультации для родителей;
• индивидуальные консультации для родителей по запросу;
• консультации по телефону по вопросам, не требующим личного контакта;
• информационные беседы;
• игровые детско-родительские сеансы;
• психологическую диагностику детей;
• родительские собрания
Знакомит родителей:
• с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста;
• со способами создания условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Объясняет родителям значимость:
• создания условий для успешной социализации детей;
• обучения игровому взаимодействию с детьми.
Формирует:
• психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей;
• потребность в овладении психологическими знаниями;
• желание использовать психологические знания в интересах гармонизации детско-родительских отношений;
• модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду, школе;
• личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности (совместно другими специалистами);
• предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень.
Разрабатывает:
• конкретные рекомендации для родителей по вопросам воспитания, развития и обучения ребенка в виде информационно-наглядного материала (памятки, буклеты и др.).
III. Организационный раздел Программы
3.1.Психолого-педагогические условия, обеспечивающие эмоциональное развитие ребенка.
В сенсорной комнате создаются условия для тренировки про¬цессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности ребенка. Спокойная, доброжелательная обста¬новка, присутствие понимающего взрослого в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов сенсорной комнаты способ¬ствуют созданию у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе, богатство положительных эмоций — раз¬витию внутренних резервов детей, особенно формированию у них новых понятий и качеств, основанных на доброжелательности. Они учатся общаться, делиться впечатлениями.
Работа с детьми по данной методике направлена не только на решение проблем в эмоционально волевой сфере. Она предполагает выявление, коррекцию и ликвидацию всех неблагоприятных по¬следствий с целью повышения функциональных и адаптационных возможностей организма, успешного и правильного формирова¬ния мировоззрения, адекватной и безболезненной интеграции в социум. Основная задача — это воспитание полноценных граж¬дан, здоровых физически и психически, с достаточными адап¬тационными возможностями, что необходимо в их дальнейшей (взрослой) жизни.
Для каждого ребенка занятия в сенсорной комнате являются откликом на его внутреннее стремление к полноценному разви¬тию. С разной степенью интенсивности такое развитие в процессе занятий происходит у каждого ребенка
Данная программа предполагает варьирование содержания программы, форм и методов работы с детьми
3. 2. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Перечень оборудования сенсорной комнаты
№ Наименование Количество
Комплект радиоэлектронного оборудования для сенсорной комнаты тип 10
1 Фиброоптический модуль (зеркальное панно с фибероптическими нитями и Облаком – И) 2
2 Интерактивное панно (интерактивная панель «Цветные фигуры – 4) 2
3 «Говорящее» логопедическое зеркало (зеркало для тренировки речи) 1
4 Воздушно – пузырьковая релаксационная стойка (в комплекте с мягкой платформой и отражающими поверхностями» 1
5 Световой стол для рисования песком 1
6 Панель с фиброволокном для стимуляции зрительного и тактильного восприятия 1
7 Пучок фиброоптическихфолокон (Звездный дождь» 1
8 Интерактивный источник света к пучку фиброоптических волокон 1
Сенсорная комната тип 10
1 Модульный лабиринт 1
2 Мягкий сухой бассейн 1
3 Модульный набор для детей - инвалидов 1
4 Сенсорная гусеница - туннель 1
5 Тактильная дорожка (7 составных модулей) 1
6 Тактильные ячейки 6
7 Мат гимнастический 1
8 Стол - мозаика 1
9 Коврик - гусеница 1
10 Мяч для сжимания 2
11 Кресло – мешок для сидения, собака 1
12 Кресло – кубик 1
13 Большой лабиринт со шнурками 1
3.3. Методическое обеспечение реализации Программы
1 Коррекционно – развивающие занятия с детьми 5-7 лет. Полифункциональная интерактивная среда тёмной сенсорной комнаты. Сказкотерапия. Игротерапия. Сост. Т.В.Селищева. – Волгоград: Учитель, 2017
2 Развивающие игры для дошкольников В.Н.Бачурина. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2011
3 Маленький тиран, или кто испортил ребенка Т.Твердохлебова. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2007
4 Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники О.Н.Истратова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010
5 Лучшие игры и упражнения для развития памяти и интеллекта у детей 5-9 лет А.А.Бабушкина, О.А.Умнова. – ООО «Книжный клуб «Клуб Семейного Досуга», 2011
6 Психологическая помощь дошкольнику Н.Г.Яковлева. – СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002
7 Развивающие игры О.Н.Теплякова. – М.: Издательство Оникс, 2011
8 Обучающие игры О.Н.Теплякова. – М.: Издательство Оникс, 2011
9 Психогимнастика в детском саду Е.А.Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2003
10 Развитие внимания и эмоционально – волевой сферы детей 4-6 лет Сост. Ю.Е. Веприцкая.- Волгоград: Учитель, 2010
11 Игры и головоломки для детей Авт. – сост. Г.Р.Кандибур. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003
12 Лучшие развивающие задания и игры для дошкольников и младших школьников. Восприятие, речь, мышление, познавательная активность Т.В.Башаева. – Ярославль: Академия развития, 2010 г.
13 Развитие творческих способностей детей 5-7 лет Авт.-сост. С.Г.Королёва. – Волгоград: Учитель, 2010
.
3. 4. Расписание групповых занятий в сенсорной комнате
педагога – психолога на 2022 – 2023 учебный год
День недели Недели месяца Время С кем проводится
Понедельник 1,3 15.50 - 16.20 6 – 7 лет (1 подгруппа)
Вторник 1,3 15.50 - 16.20 6 – 7 лет (2 подгруппа)
Среда 2,4 9.50 – 10.05 3 – 4 года
1,3 9.50 – 10.510 4 – 5 лет
Четверг 2,4 15.50 – 16.15 5 – 6 лет (1 подгруппа)
Пятница 2,4 15.50 – 16.10 5 – 6 лет (2 подгруппа)
Программа занятий
Младшая группа - 1 раз в 2 недели (занятия проводятся в сенсорной комнате)
Разновозрастная (4 - 6 лет) группа - 1 раз в неделю (занятия проводятся в сенсорной комнате и в группе)
Подготовительная группа - 1 раз в неделю (занятия проводятся в сенсорной комнате и в группе)
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»